Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Итоги работы портов: Одесса, Ильичёвск, Николаев, Мариуполь и Херсон
Чтобы не допустить падения доходов портов, снижения базы налогообложения, чтобы сохранить высокую рентабельность, в новом сборнике тарифов предусматриваются фиксированные ставки плат за перевалку экспортно-импортных грузов. В то же время, поскольку сегодня основным резервом роста грузооборота реально являются транзитные грузопотоки, за Минтрансом закреплено право предоставлять скидки до 50 % на переработку транзитных грузов. Этим вопросом занимается специальная рабочая группа в министерстве.
Совет решил по итогам полугодия проанализировать влияние новых тарифов на результаты деятельности портов.
В то же время было решено обратиться в Минтранс с предложением о создании комиссии для возможного пересмотра ставок канального сбора в портах Днепро-Бугского региона, поскольку, по мнению руководителей тамошних портов, они завышены и не способствуют повышению конкурентоспособности портов.
Совет рассмотрел, как влияет показатель «средней доходной ставки» на привлечение грузопотоков в порты. Выступившие руководители некоторых портов дружно отметили, что этот показатель, нацеливающий портовиков на работу прежде всего с высокотарифными грузами, в целом может негативно сказаться на общих объемных показателях. Решено обратиться в Минтранс, с тем чтобы этот показатель оставить на 2003 год как мониторинговый, оценочный.
Были заслушаны инвестиционные предложения ряда портов, в частности, Херсонского — о строительстве буксира ледокольного типа, Бердянского — об освоении новой территории, Ильичевского — о развитии контейнерного терминала. Было решено разработать положение о механизме и процедуре подготовки и рассмотрения инвестиционных проектов предприятий, чтобы гарантировать качественное принятие решений.
Совет заслушал доклад руководителя компании «Диалаб» Виталия Пустового о состоянии кранового хозяйства в портах Украины. Руководителям предприятий было поручено изучить возможности передачи с баланса одного порта на баланс другому или продажи неиспользуемых кранов, чтобы обеспечить более полную загрузку кранового хозяйства в целом. Было решено также продолжить создание реестра портальных кранов отрасли.
Совет согласился с тем, чтобы «Укрморпорт» выступил в роли одного из учредителей нового печатного органа — украинской транспортной газеты «Моряк» и дал добро на ежемесячное перечисление в качестве долевого участия 30 тысяч гривен на содержание газеты при условии ее бесплатного распространения среди участников объединения.
Соб. инф.
Для координации работы портов
В тот же день, 19 июня, состоялась пресс-конференция генерального директора объединения «Укрморпорт» А. Манучарова. По его словам, несколько месяцев работы объединения позволяют вести предметный разговор с журналистами о проделанной работе. Сформированы штат «Укрморпорта», уставной фонд, и сегодня можно с уверенностью говорить о том, что новое государственное объединение заработало в полную силу.
За прошедший период была проанализирована работа портов, выявлены причины, приводящие к снижению грузопотоков и к уменьшению прибыли. Не секрет, что некоторые порты, увеличивая объемы, резко уменьшают прибыль. Это, по мнению генерального директора, показатель неэффективного использования имущества и управления предприятием. Руководителя, приносящего маленькую прибыль, вряд ли захочет держать какой-либо хозяин.
В последние месяцы «Укрморпорт» контролировал финансовое планирование в портах, координировал распределение грузопотоков, благодаря чему общие объемы переработки грузов в портах заметно увеличились. «Мы, — обратил внимание журналистов А. Манучаров, — переработали на 4 миллиона тонн грузов больше, чем за аналогичный период прошлого года. И, используя технические возможности наших портов, стремимся выполнить задание Минтранса по росту грузооборота».
За этот период улучшилось и финансовое положение — порты получили дополнительно 20 млн грн прибыли.
Было проанализировано использование портами конвенционных судов. По оценке А. Манучарова, работа девяти судов, сданных в тайм-чартер, не приносила реальных дивидендов, так как этот вопрос был отдан на откуп руководителям портов. За четыре месяца, сказал он, доход от эксплуатации судов вырос почти в два раза благодаря тому, что «Укрморпорт» стал более жестко контролировать ситуацию.
К достижениям нового объединения А. Манучаров также отнес введение с 1 апреля 2003 года нового сборника тарифов. Теперь порты действуют в едином тарифном поле, что облегчило работу начальникам портов. Они избавились от жесткой конкуренции и необходимости бороться за внешнеторговые грузопотоки, поскольку скидки к тарифам на переработку этих грузов полностью отменены. Но они могут быть предоставлены на переработку транзита. Этим правом Минтранс и «Укрморпорт» активно пользуются, благодаря чему начали реально расти транзитные грузопотоки.