Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Итоги работы портов: Одесса, Ильичёвск, Николаев, Мариуполь и Херсон
Огромный пласт проблем отрасли, по мнению А. Манучарова, связан с кадровой проблемой. Например, средний возраст капитанов портов по отрасли превышает 60 лет. Низок уровень кадрового резерва на замещение должностей первых руководителей. Причину выступающий видит в том прежнем хаосе, в котором руководитель порта самостоятельно был вынужден заниматься проблемами выживания предприятия и стал воспринимать предприятие не как государственное, а как свое собственное.
А. Манучаров рассказал журналистам о тех инвестиционных проектах, которые начал осуществлять «Укрморпорт». В частности, на Черноморском заводе в Николаеве заложено первое судно, которое будет строиться за счет средств «Укрморпорта». Выбор остановился на буксире ледокольного типа. Нехватка ледоколов в Украине ощутимо повлияла нынешней суровой зимой на падение грузопотоков, прежде всего в портах Азовского моря, в Херсонском регионе. Единственному ледоколу, приписанному к Мариупольскому порту, 49 лет. Согласно контракту новый буксир будет построен на заводе за 7 месяцев.
«Укрморпорт» проанализировал также состояние кранового хозяйства. Используются краны в портах Украины в целом неэффективно, заметил А. Манучаров. Мы проведем инвентаризацию и решим, нужно ли, например, Ильичевскому порту тратить средства на ремонт крана, который эксплуатируется более сорока лет, или, может быть, передать этому порту один из многих кранов, которые без дела простаивают в Ренийском порту. В целом планируется развернуть программу модернизации кранового хозяйства в портах страны.
Программ у «Укрморпорта» много. В частности, рассматривается возможность оснащения современным компьютерным оборудованием и программами контейнерного терминала в Ильичевском порту.
Принято решение о передаче «Укрморпорту» от Министерства обороны объектов в Донузлаве, где предполагается развитие портового хозяйства. В этом году, заявил А. Манучаров, первое судно с грузом выйдет из Донузлава, и порт там начнет работать. Да, не в полную силу, поскольку туда не проведена железная дорога. Чтобы Донузлав стал полноценным портом, в него нужно вложить более 100 млн долларов. Таких средств на сегодня нет. Но если этот порт благодаря выгодному расположению даст государству больше доходов, то его надо развивать, не боясь, что он перетянет часть грузов из уже существующих портов.
А. Манучаров рассказал о различных нарушениях, выявленных комиссией в ходе проверки работы в Одесском порту предприятий совместной деятельности. Мы не против работы в порту частных фирм, сказал он, но ведение бухгалтерского учета, а следовательно, и финансовый контроль за работой так называемых ПСД должны находиться в руках порта.
Отвечая на вопрос журналистов об отношениях между судоремонтным заводом «Украина» и Одесским морским портом, А. Манучаров отметил, что сегодня некоторые причалы завода используются не по назначению. Поэтому предложено передать их под управление порта. Партнерская деятельность СРЗ и порта может быть экономически очень выгодной. Ведь с экономической точки зрения заводу выгодно иметь богатого соседа. Так, предлагается, чтобы весь портофлот Одесского порта — а это около 500 судов — не уходил ремонтироваться на сторону, а ремонтировался на СРЗ.
В ходе пресс-конференции генеральный директор «Укрморпорта» представил журналистам нового начальника Одесского порта А. Егорова, который также ответил на вопросы собравшихся.
Перевалка зерновых и хлебных грузов через порты
Морские порты Украины: перевалка зерновых грузов в 2002/03 МГ, тыс. т
Порт Объем, экспорт + транзит
Одесса 3 174,2
Ильичевск 2 809,2
Николаев 2 338,1
Херсон 693,9
Мариуполь 315,1
Ильичевск рыбный 161,6
Порт |
Станция примыкания |
Специализация порта |
Регионы обслуживания |
Грузо-подъемность |
Ильичевский |
Ильичевск, Ильичевск-Паромная |
уголь, песок, зерно, контейнеры, автомобили, металлы, оборудование, каучук, удобрения, чугун, металлолом, химгрузы, газы, продовольственные, нефтегрузы, метизы, хлопок, руда, лесные, тяжеловесные |
все порты Средиземного моря, Красное море, Восточная Африка, Персидский залив, порты Северной Европы, Северной и Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока |
от 5 до 80 тыс. тонн (осадка до 13,5 м) |
Одесский |
Одесса-Порт, Одесса-Пересыпь, Одесса-Западная, Одесса- Застава I, Одесса-Товарная |
металлы всякие, строительные грузы, удобрения, хлебные, химикаты, сахар, контейнеры, тарно-штучные, зерно, нефть и нефтепродукты, метизы, бумага, продовольственные |
те же |
от 5 до 60 тыс. тонн (осадка до 13 м) |
Херсонский |
Херсон - Порт |
кокс, удобрения, хлебные, зерно, химические, лесные, минерально-строительные, цемент, металлы, торф, тарно-штучные |
те же, что и у Ильичевского |
до 10 тыс. тонн (осадка до 7,6 м) |
Мариупольский |
Мариуполь- Порт |
уголь, кокс, руда всякая, стройматериалы, глина, цемент, удобрения, тарно-штучные, зерно, металлы и металлопрокат, нефтепродукты, оборудование (тяжеловесное и негабаритное), сера, трубы, контейнеры, продовольственные |
те же |
от 3 до 35 тыс. тонн (осадка до 8,0 м) |
Николаевский |
Николаев- Грузовой |
металлолом, металлы, химгрузы, зерно, отруби, уголь, кокс, шлак титановый, глина, оборудование, руда, продовольственные, контейнеры, удобрения калийные |
те же, что и у Ильичевского |
до 30 тыс. тонн (осадка до 9,8 м) |