Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Понятие о повороте автомобиля. Общее устройство рулевого управления
Червячный рулевой механизм (рис. 16.3), установленный на автомобилях ГАЗ-53А, имеет глобоидальный червяк 1 и трехгребневой ролик 5, находящиеся в зацеплении. Червяк У напрессован на пустотелый вал 2 и установлен в картере 6 рулевого механизма на двух конических роликовых подшипниках. Ролик 5 вращается на оси 3 в игольчатых подшипниках. Ось ролика запрессована в головку вала 4 сошки, который вращается во втулке и цилиндрическом роликовом подшипнике. На мелкие конические шлицы конца вала 4 посажена сошка 12. Зацепление ролика 5 с червяком 1 зависит от положения регулировочного винта 9, который фиксируется стопорной шайбой 7, штифтом 10 и колпачковой гайкой 8, навернутой на винт 9.
Рулевой вал 2 помещен в трубу (рулевую колонку), нижний конец которой крепится к верхней крышке картера. В верхней части рулевой колонки установлен радиально-упор-ный подшипник рулевого вала, который имеет мелкие конические шлицы для установки рулевого колеса. Масло в картер рулевого механизма заливают через отверстие, закрываемое резьбовой пробкой //. Такого типа рулевые механизмы устанавливаются на автомобилях ГАЗ-24 «Волга», ГАЗ-3102 «Волга», ГАЗ-66, автобусах ЛАЗ-695Н и др.
Винтовой рулевой механизм (рис. 16.4), устанавливаемый на автомобилях ЗИЛ-130, состоит из картера 2, представляющего одно целое с цилиндром гидроусилителя, винта 4 с шариковой гайкой 5 и рейки-поршня 3 с зубчатым сектором
Сектор выполнен за одно целое с валом 15 рулевой сошки стартер 2 закрывается крышками 1, 8 и 12. Гайка 5 закреплена в рейке-поршне 3 жестко винтами 13. Винт 4 соединяется с гайкой 5 шариками 7, которые закладываются в канавке 6 гайки и винта.
Рулевой механизм с винтом и гайкой на циркулирующих шариках отличается малыми потерями на трение и повышенным сроком службы.
В корпусе 10 клапана управления на винте 4 установлены два упорных шариковых подшипника, а между ними — золотник 9 клапана управления. Зазор в этих подшипниках регулируется гайкой //.
Зазор в зацеплении рейки-поршня 3 и зубчатого сектора 14 регулируют, смещая вал 15 рулевой сошки винтом 17, головка которого входит в отверстие вала сошки и опирается на упорную шайбу 18. Масло в картер 2 рулевого механизма сливают через отверстие, закрываемое магнитной пробкой 16.
При повороте рулевого колеса винт 4 передвигает шариковую гайку 5 с рейкой-поршнем 3, и она поворачивает зубчатый сектор 14 с валом 15 сошки. Далее усилие передается на рулевой привод, обеспечивая поворот колес автомобиля. Так работает рулевое управление без гидроусилителя, т. е. при неработающем двигателе.
Комбинированный рулевой механизм (рис. 16.5), устанавливаемый на автомобиле МАЗ-5335, состоит из винта / и шариковой гайки-рейки 4, находящихся в зацеплении с зубчатым сектором 5, вал которого является одновременно и валом сошки 6. Винт и гайка имеют полукруглые винтовые канавки, которые заполнены шариками 3. Для создания замкнутой системы для перекатывания шариков в гайку-рейку вставлены штампованные направляющие 2, предотвращающие выпадение шариков. Винт рулевого механизма установлен в картере в двух конических подшипниках, а вал сектора — в игольчатых подшипниках 7.
Каждый рулевой механизм характеризуется передаточным числом, которое для рулевых механизмов грузовых автомобилей ЗИЛ-130 и КамАЗ-5320 равно 20,0, для автомобилей ГАЗ-53А — 20,5, для автомобилей МАЗ-5335—23,6, для автобусов РАФ-2203 —19,1 и автобусов ЛАЗ-695Н—23,5, а для легковых автомобилей находится в пределах от 12 до 20.
На автомобилях семейства КамАЗ, рулевой механизм типа винт—гайка скомпонован совместно с угловым шестеренчатым редуктором, который передает крутящий момент от карданной передачи рулевого вала на винт рулевого механизма.
На автобусах ЛиАЗ-677М и ЛАЗ-4202 угловой редуктор служит для передачи крутящего момента под прямым углом от рулевого колеса через карданный вал к рулевому механизму типа червяк—сектор.
Реечный рулевой механизм (рис. 16.6) получил широкое применение на переднеприводных легковых автомобилях ВАЗ-2108 «Спутник» и. АЗЛК-2141 «Москвич». Он сравнительно прост в изготовлении и позволяет уменьшить количество шарниров рулевых тяг. Основными деталями такого рулевого механизма является шестерня 2, нарезанная на валу 4, и рейка 3, находящиеся в зацеплении и помещенные в картер /. При вращении вала 4 рулевого колеса шестерня 2, вращаясь, передвигает в продольном направлении рейку 3, которая посредством шарниров 8 передает усилие на рулевые тяги 7 и 9. Рулевые тяги через наконечник 5 рулевой тяги и поворотные рычаги 6 поворачивают управляемые колеса.