Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Документация, применяемая при международных автомобильных перевозках
Для пересечения государственных границ многих стран водителям транспортных средств потребуется следующие документы: личные; на груз; на транспортное средство и отчетные. Более подробный перечень этих документов приведен в приложении 3.
Так согласно ст. 42 «Транспортные документы» Закона Республики Беларусь [1] использование автомобильного транспортного средства оформляется путевым листом установленной формы. Для выполнения перевозки груза, за исключением грузов нетоварного характера, оформляется товарно-транспортная накладная (заказ - поручение), которая должна находиться у водителя на всем пути следования груза. Согласно ст. 60 «Договор автомобильной перевозки груза» этого Закона заключение договора автомобильной перевозки груза подтверждается составлением товарно-транспортной накладной. Неправильно составленная товарно-транспортная накладная или ее утеря не влияют на действительность заключенного договора. Порядок заключения договора автомобильной перевозки груза устанавливается Правилами автомобильных перевозок грузов и иными актами законодательства Республики Беларусь. Пунктом 81 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом [19] установлено, что перевозка грузов товарного и нетоварного характера должна оформляться товарно-транспортной накладной. Согласно п. 106 этих Правил окончательный расчет за перевозку грузов производится заказчиком на основании счета перевозчика. Основанием для выписки счета за выполненную перевозку служит товарно-транспортная накладная, а при обслуживании на условиях почасовой оплаты — данные путевых листов, заверенные грузоотправителем (грузополучателем).
1). Конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.) - одна из наиболее действенных международных транспортных конвенций и глобальная система таможенного транзита. Принципы системы МДП позволяют, с одной стороны, предоставлять льготы перевозчикам, с другой — обеспечивать таможенную безопасность и гарантии. В настоящее время под эгидой Конвенции МДП работают 64 страны мира. Для Республики Беларусь, которая является полноправной участницей данной Конвенции с 1993г., роль международных автомобильных перевозок с использованием книжек МДП очевидна: объем экспорта таких услуг у нас значителен. Основными партнерами при осуществлении перевозок стали страны Европейского союза и Российская Федерация.
Государственный таможенный комитет в соответствии с постановлением [20] является ответственным за выполнение обязательств, принятых нашей страной по данной Конвенции. Одновременно этим же постановлением Белорусская ассоциация международных автомобильных перевозчиков (БАМАП) признана гарантийным объединением.
Для сохранения и развития системы МДП, а также профилактики правонарушений в феврале 1999 г. вступил в силу ряд поправок к Конвенции МДП, в их числе—контролируемый доступ к системе МДП для перевозчиков и национальных гарантийных ассоциаций. В том же году в нашей республике был принят Порядок допуска физических и юридических лиц, осуществляющих международные автомобильные перевозки к процедуре МДП и пользованию книжками МДП.
Однако, проведенный таможенными органами в 2001--2002 годах анализ недоставленных партий товаров, перевозимых с использованием книжек МДП, показал, что большой процент недоставок приходится на долю белорусских перевозчиков. Кроме того, прежний порядок допуска не соответствовал меняющимся современным реалиям и не удовлетворял тем требованиям, которые предъявляет к перевозчикам Международный союз автомобильного транспорта. Все это и послужило причиной разработки и принятия публикуемого постановления ГТК. Если ранее все необходимые документы, подтверждающие условия допуска, перевозчик представлял в БАМАП, а последний направлял их для проверки на соответствие в ГТК, то теперь значительная часть проверки возложена на БАМАП. Этим, с одной стороны, исключено многоступенчатое хождение документов по инстанциям, а с другой—на Ассоциацию возложена ответственность за проведение надлежащей проверки перевозчиков на соответствие условиям допуска. Тем самым реализован важный принцип разделения ответственности.
Что касается таможенных органов, то в их компетенцию входит проверка перевозчика на наличие/отсутствие у него таможенных правонарушений и задолженности перед бюджетом Республики Беларусь в части наличия таможенной задолженности. Положением определены: исчерпывающий перечень правонарушений, наличие которых не позволит перевозчику получить допуск к системе МДП; условия получения допуска к процедуре МДП; перечень документов, подтверждающих их выполнение. Также установлены сроки рассмотрения документов как в БАМАП, так и ГТК.
Определяющим фактором для допуска являлось устойчивое финансовое положение перевозчика, которое позволяет взыскивать (в соответствии с Конвенцией МДП) причитающуюся таможенную задолженность при нарушении операции МДП непосредственно с виновного лица. Устойчивое финансовое положение предполагает наличие основных средств в размере 30 тыс. ЕUR, наличие в собственности определенного количества транспортных средств (тягачей), используемых для международной перевозки товаров; банковской гарантии на устанавливаемую БАМАП сумму (по желанию перевозчика возможно страхование либо внесение на депозитный счет БАМАП денежных средств), отсутствие задолженности перед бюджетом, включая таможенную задолженность.