Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Документация, применяемая при международных автомобильных перевозках
2). Порядок заполнения CMR (товарно-транспортной накладной).
Понятие накладной введено Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ - CMR). В Конвенции приводится перечень данных, которые должна содержать накладная, в то же время Конвенция не устанавливает типового образца указанной накладной. (В этой связи образец может видоизменяться.)
Статья 4 Конвенции гласит: «Договор перевозки подтверждается составлением накладной. Отсутствие, неправильность или утрата накладной не влияют ни на существование, ни на действительность договора перевозки, к которому и в этом случае применяются положения настоящей Конвенции». Статья 9 Конвенции, расширяя и углубляя это положение, гласит: «Накладная является доказательством prima facie (при отсутствии доказательств противного) заключения договора перевозки, условий этого договора и принятия груза перевозчиком».
Согласно Статье 6 Конвенции накладная должна содержать следующие данные:
1) дата накладной и место ее составления;
2) наименование и адрес отправителя;
3) наименование и адрес перевозчика;
4) место и дата принятия груза и место, предназначенное для доставки;
5) наименование и адрес получателя;
6) принятое обозначение характера груза и род его упаковки и, в случае перевозки опасных грузов, их обычно признанное обозначение;
7) число грузовых мест, их специальная маркировка и нумерация мест;
8) вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза;
9) платежи, связанные с перевозкой (провозные платежи, дополнительные платежи, таможенные пошлины и сборы), а также другие платежи, взимаемые с момента заключения договора и до сдачи груза;
10) инструкции, требуемые для выполнения таможенных и других формальностей;
11) указание, что перевозка осуществляется независимо от любых оговорок согласно положениям настоящей Конвенции.
В случае необходимости, накладная должна также содержать следующие данные:
1) указание, что перегрузка не разрешается;
2) платежи, которые отправитель обязан оплатить;
3) сумма платежа, подлежащего оплате при сдаче груза;
4) объявленная стоимость груза и сумма, представляющая специальный интерес в доставке;
5) инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза;
6) согласованный срок, в течение которого перевозка должна быть осуществлена;
7) перечень документов, переданных перевозчику.
Стороны договора перевозки могут внести в накладную любые другие данные, которые будут ими признаны необходимыми.
Комментарии по примеру заполнения накладной CMR:
· Пункты 1 - 15 и 21 - 22 - заполнение данных пунктов осуществляется под ответственность отправителя. В независимости от того, совпадают или нет пункты осуществления таможенной очистки и разгрузки груза, пункты 3 «Место разгрузки груза» и 13 «Указания отправителя (таможня и прочая обработка)», должны быть полностью заполнены.
· Пункт 13 «Указания отправителя (таможенная и прочая обработка)» заполняется в соответствии с внутренними Распоряжениями стран оформляющих документы.
· Пункт 20 - заполняется отправителем по согласованию сторон.
· Пункты 16 - 19, 23, 25 - 26 - заполняются перевозчиком. В пункте 18 «Оговорки и замечания перевозчика» водитель должен делать отметки в случае несоответствия данных, заносимых в CMR накладную, фактическим данным или в случае его несогласия с вносимыми в CMR накладную данными.
· Пункт 24 заполняется получателем.
· Пункты 27 - 29 - не предусмотрены Конвенцией и применяются автотранспортным предприятием для внутренних расчетов.
Не так давно произошли некоторые изменения моделей сертификатов для транспортных средств, соответствующих нормам Евро 2 и Евро 3, в частности, на необходимость наличия сертификата прохождения испытаний на годность к эксплуатации тягача и прицепа или полуприцепа (приложение 8 к «Руководству по использованию многосторонней квоты разрешений ЕКМТ»), наличие которого необходимо, начиная с 1 июля 2002г.