Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Общая информация
Необходимость строительства метрополитена в столице Беларуси городе-герое Минске была обоснована в 1969—1972 гг. при разработке комплексной схемы развития всех видов городского транспорта до 1990 г. К концу 60-х годов вследствие интенсивного развития промышленности, сети научных, учебных, культурных и общественных организаций, население Минска превысило 1 миллион человек.
Город, восстановленный из руин с участием лучших архитекторов страны, стал одним из красивейших городов. Высокими темпами развивался в городе и общественный транспорт. Вместе с тем, авторы генерального плана восстановления центральной части Минска в те годы не могли предвидеть столь высокие объемы и темпы роста городского хозяйства. В итоге, ряд основных магистралей к 1970 г. исчерпал свою пропускную способность. Появились серьезные трудности в доставке людей к месту работы, объектам культурно-бытового назначения и просвещения из основных жилых массивов, построенных вдали от центра.
Разрабатывая комплексную схему развития всех видов городского транспорта, институт «Минскпроект» провел технико-экономическое сравнение трех вариантов новых видов общественного транспорта: автобус «экспресс», скоростной трамвай и метрополитен. При сравнении результатов преимущество метрополитена оказалось бесспорным.
Институт «Метрогипротранс» в 1974 г. разработал уточненные технико-экономические обоснования строительства первой очереди метрополитена обшей протяженностью 22 км. состоящей из двух линий, с девятнадцатью станциями.
Первая линия длиной 8,6 км. с девятью станциями в основном предусматривалась под главной транспортной магистралью города — Ленинским проспектом (позже - проспект Ф. Скорины, ныне Проспект Независимости). Вторая — протяженностью 13,4 км. с девятью станциями соединяла жилую зону Пушкинского проспекта западной части города с промышленной зоной его юго-восточной части. Пересечение линий намечалось в районе Центральной площади (теперь она имеет название Октябрьская) с сооружением пересадочного узла.
Возведение первой очереди первой линии метрополитена от станции «Институт культуры» до станции «Московская» было начато в 1977 г. 27 июня 1977 года в районе будущей станции «Парк Челюскинцев» была забита первая свая. Этот день считается началом строительства Минского метрополитена. На год раньше началось строительство первой очереди промышленной базы метростроя, что в конечном итоге предопределило досрочный ввод в эксплуатацию первой очереди первой линии.
Задолго до начала строительства городские службы определили и включили в перспективные планы работы по реконструкции городского общественного транспорта и ряда сложных инженерных коммуникаций с учетом представления фронта работ метростроителям. Сложившаяся городская планировка с радиально-концентрическим расположением улиц, геологические особенности грунта, позволяющие прокладку линий только мелкого заложения и открытым способом, составили для всего городского хозяйства сложную задачу по представлению фронта горнопроходческих работ. Достаточно сказать, что в период строительства пускового участка главная транспортная артерия города — Ленинский проспект (ныне Проспект Независимости) — в течение трех лет была полностью закрыта для движения всех видов транспорта, и не будь серьезной предварительной подготовки, город столкнулся бы с непреодолимыми транспортными трудностями. Аналогичные проблемы были предварительно решены по сети водостоков, теплофикации, электроснабжения, водоснабжения и связи.
Очень много разнообразных проблем по увязке строительства метрополитена с существующими устройствами и сооружениями города возникло в процессе производства работ. Решая их, проектировщики, строители, эксплуатирующие организации проявили инициативу, инженерную смекалку, изобретательность. Участок первой линии метрополитена в Минске введен в эксплуатацию 30 июня 1984 г., на 6 месяцев раньше установленного срока, к знаменательной для нашей страны дате — 40-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Открытие метрополитена стало тогда «гвоздем» праздничной программы. Протяженность участка 8,6 км. с восемью станциями (Институт Культуры – Московская), депо (ТЧ-1 «Московское») и инженерным корпусом (административное здание по пр-ту Независимости, 6).