Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Общая информация
Участок первой линии Минского метрополитена был проложен от центра в сторону транспортно-промышленной зоны в юго-западной части города, где сосредоточены железнодорожная станция Минск-Товарный с комплексом объектов железнодорожного транспорта и пять крупных заводов. В зоне прохождения трассы расположены многие крупные предприятия города, общественные и государственные учреждения.
План и профиль трассы определялись городской застройкой, инженерно-геологическими и рельефными условиями, а также существующими и перспективными подземными сооружениями. Минский метрополитен был запроектирован и построен на уровне самых высоких мировых требований и стандартов. В день открытия Минского метрополитена 30 июня 1984 года были открыты станции «Институт культуры», «Площадь Ленина», «Октябрьская», «Площадь Победы», «Площадь Якуба Коласа», «Академия Наук», «Парк Челюскинцев» и «Московская». И недаром день его открытия был встречен тысячами минчан с большим восторгом, нашедшим отражение в книге отзывов. Вот, например, запись, сделанная ветераном труда: «Вошла в метро и плачу от радости и гордости за свой город, и за свою страну. Большое спасибо строителям метро. Это огромное чудо!» Немало подобных записей сделано зарубежными гостями, например: «Я студент, гражданин Мадагаскара, очень восхищен мастерством строителей новой линии метро». Не менее взволнованные отзывы, помимо минчан, оставили представители Вьетнама, Польши, Никарагуа и других стран.
В день открытия толпы минчан ринулись к подземным станциям, катались на новеньких составах, придирчиво оценивали интерьеры станций, засекали интервалы движения поездов – и убеждались: действительно красиво, действительно все работает.
31 декабря 1990 года накануне Нового года была открыта 2-я линия минской подземки, которая связала западную часть города с промышленной зоной его юго-восточной части. Были открыты станции «Тракторный завод», «Пролетарская», «Купаловская», «Немига» и «Фрунзенская». А в 1991 году между «Купаловской» и «Пролетарской» была открыта станция «Первомайская», которая также относится к первой очереди второй линии (формально так же была сдана 31.12.1990, поезда на ней не останавливались; к слову – это единственная станция метрополитенов СНГ, дата начала реальной эксплуатации не установлена). Строительство второй линии начато ещё за 6 месяцев до открытия Минского метрополитена. Первая свая в строительстве 2-ой линии была забита на будущей станции «Немига». С вводом 2-й линии темпы строительства минской подземки резко сократились. Это был очевидно, т.к. распался СССР, не было средств на продолжение строительства метро. Менялось правительство, проходили забастовки и акции протеста. Но, осилив кризис в стране, ко Дню Независимости Республики Беларусь 3 июля 1995 были открыты 2 новые станции «Молодёжная» и «Пушкинская», что соединило большую жилую часть запада Минска с его юго-восточной промышленной зоной. В последующие два года темпы строительства увеличились, в эти годы страна, встала с колен и в день Великой Октябрьской революции 7 ноября 1997 года были открыты две станции - «Автозаводская» и «Партизанская».
30 мая 1999 года произошла самая страшная трагедия, связанная с Минским метрополитеном. Вечером, после концерта на открытом воздухе возле Дворца Республики, внезапно начался дождь с градом. Чтобы спастись от непогоды, люди ринулись в подземный переход станции «Немига». Из-за большого скопления людей произошла давка, в результате которой погибло 53 человека, около 300 получили тяжелые травмы. На выходе из перехода, где произошло это трагическое происшествие, была поставлена мемориальная плита с именами всех погибших.