Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Оценка транспортных средств
Моральный износ
- относительная потеря стоимости транспортного средства из-за снижения его полезности для осведомленного покупателя под влиянием факторов, к которым относятся достижения научно - технического прогресса в автомобилестроении, ограничения, накладываемые государственным регулированием на производство, импорт, товарные рынки и эксплуатацию транспортных средств, окончание производства транспортных средств, прекращение производства запасных частей к ним и т.д.
Применительно к оценке объекта износ (И) означает потерю стоимости объекта оценки вследствие:
- его эксплуатации или длительного хранения (физический износ);
- развития научно-технического прогресса, приведшего к выпуску более совершенных конструкций (функциональное устаривание или моральный износ);
- коренного изменения макроэкономической ситуации (экономическое или внешнее устаривание).
В зависимости от количества (величины выборки) объектов-аналогов, представленных на рынке и вне зависимости от сферы применения (коммерческая или нет), применяются два метода расчета величины износа. При расчете величины износа для объектов, достаточно широко, по статистическим критериям, представленным на рынке, применяются различные экономико-статистические методы (регрессионный, корреляционный, дисперсионный и т.п.), которые позволяют рассчитать степень износа объекта оценки в зависимости от изменения его стоимости.
В противном случае, когда невозможно из-за недостаточности представленных на данном рынке количества аналогов применить какой-либо статистический метод (например, для редких и эксклюзивных автомобилей, для праворульных автомобилей в Московском регионе, или для отечественных и европейских в Дальновосточном регионе и т.п.), при расчете величины износа применяются эмпирические зависимости, позволяющие рассчитать износ объекта с учетом его возраста, срока службы, пробега и других временных факторов.
Величина износа определяется по формуле:
где: И – величина износа, оцениваемого объекта, проценты;
Со– стоимость нового объекта на момент оценки, руб.;
Сt– стоимость оцениваемого объекта на момент оценки, руб. Очевидно, что величина износа не может превышать 100%
(И≤100%), а для работоспособного объекта величина износа
меньше 100% (И<100%). Износ АМТС и их комплектующих можно представить в виде суммы трех видов износа:
где: Ифиз- естественный физический износ, проценты;
Иф– функциональный (моральный) износ, проценты;
Иэк - экономическое устаривание, проценты.
Кроме того, износ подразделяется на:
- устранимый - износ, который возможно исправить технически и это целесообразно экономически;
- неустранимый - износ, который невозможно устранить из-за конструктивных особенностей объекта или нецелесообразно устранять по экономическим соображениям, так как расходы на устранение превышают стоимость объекта.
Способом устранения физического износа является ремонт.
Физическим износом объекта называется
изменение размеров, формы или состояния поверхностей, физико-механических, химических, электротехнических свойств материалов в процессе эксплуатации, аварии или длительного хранения. Физический износ вызывает частичную или полную потерю работоспособности объекта или его привлекательности и, как следствие, означает частичную или полную потерю стоимости объекта.
Естественным (нормальным) физическим износом,
называют износ, который возникает при правильных (с соблюдением рекомендаций завода-изготовителя) эксплуатации или хранении объекта. В случае, если не определен конкретный вид физического износа, то "по умолчанию" подразумевается естественный физический износ.