Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Оценка транспортных средств
Аварийным
физическим износом
называют износ, возникший в результате нештатной ситуации (ДТП, воздействие внешних сил и т.п.), а также при нарушении правил эксплуатации, в результате чего износ достигает таких размеров, что дальнейшая эксплуатацию АМТС становится невозможной.
Функциональным устариванием (моральным износом)
называется потеря стоимости объекта, вызванная появлением новых, конструктивно более совершенных, аналогичных объектов. Способом устранения функционального устаривания является модернизация объекта.
Экономическое (внешнее) устаривание
- потеря стоимости, обусловленная влиянием внешних макроэкономических факторов. Оно может быть вызвано общеэкономическими и внутриотраслевыми изменениями, приводящими к резкому, катастрофическому падению спроса на определенные объекты (например, катастрофическое падение спроса и цен в 90-х годах на грузовые автомобили ЗИЛ-130 и ГАЗ-53). Экономическое устаревание является неустранимым видом износа.
5. Вопрос
: Перечислите основные этапы работ при оценке
автотранспортных средств.
Ответ:
Проведение оценки включает в себя следующие этапы:
- согласование целей и задач оценки объектов;
- заключение с Заказчиком договора об оценке;
- визуальный осмотр оцениваемых объектов, фиксирование дан
ных по физическому износу объектов;
- сбор информации для проведения работ по оценке (проведение
бесед и консультаций со специалистами Заказчика и привлечен-
ных организаций);
- изучение документов, предоставленных Заказчиком (техниче-
ской, бухгалтерской, правовой и другой документации);
- установление количественных и качественных характеристик
объекта оценки;
- анализ рынка, к которому относятся объекты оценки;
- выбор метода (методов) оценки в рамках каждого из подходов к
оценке и осуществление необходимых расчетов;
- обобщение результатов, полученных в рамках каждого из подхо-
дов к оценке, и определение итоговой величины стоимости объ-
екта оценки;
- представление и обсуждение результатов оценки с Заказчиком;
- составление и передача Заказчику отчета об оценке.
Для общего случая определения стоимости АМТС рекомендуется придерживаться следующей технологической последовательности выполнения подготовительных и расчётных операций;
а)
. Уточнение цены предъявленного АМТС с учётом его комплектности. Точку отсчёта принимается действующая на день осмотра розничная цена на новое идентичное АМТС стандартной комплектации.
б)
. При оценке АМТС, комплектность которого не соответствует стандартной комплектности предприятия-изготовителя, цена уменьшается или увеличивается на величину стоимости и его установку отсутствующего или дополнительного оборудования.
в)
. Определение расчётной цены АМТС с учётом износа автотранспортного средства. За показатель износа берётся расчётная розничная цена с минусом фактического пробега и показателя износа по сроку службы.
Если при осмотре АМТС, кроме естественного износа, старения, выявлены другие факторы, влияющие на величину его стоимости (эксплуатационные дефекты, аварийные повреждения и т.д.), то необходимо провести корректировку величины расчётной стоимости ко всем дефектам и повреждениям. Корректировки проводят с использованием разных коэффициентов, некоторые из которых определяются эмпирическими формулами, а значения для некоторых берутся из специальных таблиц.
6. Задача:
Определить остаточную стоимость КАМАЗ-4310, 1997 года выпуска, эксплуатация с июня, пробег 91,7 тыс. км. На дату оценки розничная цена автомобиля той же марки составляла 250 тыс. руб.