Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Определение поправок эхолота
Глубины, измеренные эхолотом, для исключения влияния систематических ошибок, подлежат исправлению поправками, которые определяют в процессе промера для всего диапазона измеряемых глубин.
Поправки эхолота могут быть получены:
а) непосредственно тарированием;
б) расчетом по гидрологическим данным.
В зависимости от способа определения поправок меняется состав и порядок работ, выполняемых при промере в целях определения указанных поправок.
5.5.1. Определение поправок эхолота тарированием
При определении поправок эхолота тарированием измеренные глубины подлежат исправлению поправками, которые вычисляют по формуле
(4.1)
где — суммарная поправка, определяемая в районе промера тарированием эхолота;
— поправка за отклонение скорости вращения электродвигателя эхолота при промере от скорости, которая зафиксирована во время тарирования .
— поправка за изменение углубления вибраторов катера(шлюпки) на ходу по сравнению с углублением их на стопе во время тарирования .
Тарирование эхолота производят до глубин не более 50—60 м как для определения суммарной поправки так и для проверки неизменности гидрологического режима в районе промера.
Тарирование эхолота может быть произведено с помощью тарирующего устройства (диска, доски) или, как исключение, по грунту путем сравнения глубин, измеренных эхолотом, с глубинами, измеренными проволочным лотом, а также с помощью контрольного вибратора.
Поправка складывается за счет влияния нескольких факторов, действие которых имеет либо постоянный характер, либо величины погрешностей, вносимых ими, принимаются за постоянные на какой-то период времени для глубин определенного диапазона на участке моря, где производят промер.
В
общем случае в поправку как основные слагаемые входят поправки:
—за отклонение фактической скорости звука в воде от номинальной, на которую рассчитан данный эхолот;
—за отклонение скорости вращения электродвигателя эхолота во время тарирования от номинальной (расчетной) скорости;
— за углубление вибраторов;
— за базу между вибраторами эхолота;
— за место нуля.
Поправка учитывается только в том случае, когда глубины при промере отсчитываются с точностью до 0.1
м.
В
качестве тарирующего устройства может быть также использовано грузило рыбалота, которое до глубин 50—60 м дает хорошие отражения.
При тарировании эхолота с помощью контрольного вибратора поправку за базу и поправку за место нуля определяют отдельно и вводят в суммарную поправку .
Тарирование эхолота производят на стопе в дрейфе, в характерных местах дневного участка промера, не менее одного раза в сутки.
Расхождение в величине суммарных поправок, определенных из двух последовательных тарирований и исправленных поправками за изменение скорости вращения электродвигателя эхолота, не должно превышать
двойной точности отсчитывания глубин соответствующего диапазона.