Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Определение поправок эхолота
— поправка за место нуля эхолота .
— поправка за наклон дна .
Примечание. В поправку , помимо поправки за смещение отсчетного нуля эхолота, входят также все остаточные инструментальные погрешности прибора.
Поправку за углубление вибраторов эхолота вычисляют по формуле
(5.5)
где Н — расстояние по вертикали от киля до палубы (или фальшборта) в районе вибраторов, выбирают из формуляра судна;
— расстояние от действующей ватерлинии до палубы (или фальшборта), измеряют ежедневно;
h — превышение вибраторов над килем судна, замеряют при установке вибраторов или снимают с чертежа.
Значения Н, и h определяют с точностью 0.1 м.
Глубину погружения забортных вибраторов эхолота определяют по шкале углубления, разбитой на штангах, поддерживающих обтекатели вибраторов эхолота.
Для контроля правильности определения и учета поправок эхолота, ‘полученных с помощью гидрологических данных, следует производить контрольные сличения глубин, измеренных эхолотом, с глубинами, измеренными другим способом.
Если глубины, измеренные эхолотом, после их исправления разойдутся с глубинами контрольного сличения более чем на 2% от глубины,
то промер, выполненный между данным контрольным сличением и предыдущим, должен быть переделан.
На прибрежном промере контрольные сличения производят не менее одного раза в сутки на глубинах не более 30—40 м
в характерных местах суточного продвига работ, а также при возникновении сомнений в правильности показаний эхолота. Глубины для сличения измеряют на стопе проволочным лотом, а при неровном дне подвешивают под вибраторы эхолота отражатель (контрольную доску или диск).
На морском и океанском промерах правильность определения и учета поправок, а также правильность работы эхолотов следует периодически контролировать сличением глубин, измеренных одновременно двумя эхолотами на ходу или на стопе над участками с ровным дном. При выполнении гидрологических станций или в других случаях вынужденного дрейфа судна следует производить контрольные сличения измеренных глубин с глубинами, полученными по термоглубомеру. В момент измерения глубины термоглубомером на эхограмме делают оперативную отметку, около которой впоследствии пишут значение глубины, определенной по термоглубомеру.
Результаты контрольных сличений записывают на эхограмме или в журнале промера.