Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Горюче смазочные материалы, технические жидкости и резинотехнические изделия для автомобиля ВАЗ-21043
Топливо
Автомобильные двигатели работают на бензине. Бензины - легкоиспаряющиеся горючие жидкости, получаемые в основном путём переработки нефти. В них содержится по массе около 85% углерода, 15% водорода и незначительное количество кислорода, азота и серы. Плотность бензинов 0,712-0,742гр/см3, теплота сгорания в среднем 32000МДж/м3 (44МДж/кг).
Детонационная стойкость. Способность бензина сгорать в цилиндрах без детонации, которая вредно отражается на работе двигателя, вызывает повышенный износ деталей КШМ и обгорания выпускных клапанов, называют детонационной стойкостью. Её оценивают октановым числом. Чем оно выше, тем меньше склонность топлива к сгоранию с детонацией. Октановое число бензинов определяют двумя методами: Моторным и исследовательским, причём условия испытаний бензинов по моторному методу более жёсткие, вследствие чего бензины, испытанные по этому методу, имеют более низкое значение октанового числа. Октановые числа бензинов, определяемые по моторному методу, имеют значение 66-67, а по исследовательскому- 93-98.
Содержание серы, водорастворимых кислот и щелочей. Оно характеризует коррозионное действие бензинов на детали двигателя и топливной аппаратуры. Содержание серы не должно превышать 0,10-0,12%. Водорастворимые кислоты и щёлочи должны отсутствовать.
Механические примеси и вода. В бензинах их не должно быть. Механические примеси способствуют интенсивному изнашиванию жиклёров и сокращению срока службы фильтров. Вода в зимнее время замерзает, образуя ледяные пробки, вследствие чего нарушается бесперебойная подача бензина к карбюратору.
Этилированные бензины. Детонационную стойкость бензинов повышают добавлением к ним специальных присадок- антидетонаторов.
Бензины, содержащие этиловую жидкость, называют этилированными. Поскольку ТЭС сильный антидетонатор, его добавляют к бензинам немного: в пересчёте на свинец не более 0,24г свинца на 1кг бензина А-76 по моторному и не более 0,50г свинца на 1кг бензина АИ-93 и АИ-98 по исследовательскому методу. Добавление даже небольшого количества ТЭС превращает этелированный бензин в жидкость, с повышенным содержанием яда.
Окрашивание.
Оно необходимо для того, чтобы этилированные бензины можно было отличить от неэтилированных. Этилированный бензин А-66 окрашен в зелёный цвет, А-76 в жёлтый, АИ-93 в оранжево-красный, АИ-98 в синий.
Необходимые нормы при обращении с бензином:
Применять бензин только как топливо для двигателей;
Не использовать его для мойки деталей, мытья рук;
Загрязнённые бензином обтирочные материалы, ветошь, опилки собирать и сжигать в специально отведённом месте, соблюдая меры противопожарной безопасности;
Марки бензинов.
Для автомобилей с карбюраторными двигателями выпускают бензины следующих марок: А-66,-72,-76,АИ-95 «Экстра», АИ-93,-98. Бензины А-72 и АИ-95 «Экстра»- неэтилированные, бензины остальных марок выпускают как этилированными, так и неэтилированными. В обозначении марки бензина буква А указывает, что бензин автомобильный, буква И - октановое число определённое по исследовательскому методу, цифра- минимальное октановое число.
Гарантийный срок хранения автомобильного бензина всех марок (по ГОСТ 2084-77) устанавливается на 5 лет со дня его изготовления.
Двигатель автомобиля ВАЗ-2102 работает на бензине АИ-93.
Таблица №2
Наименование показателей | ГОСТ 2084-77 |
АИ-93 | |
Детонационная стойкость: О.Ч по моторному методу О.Ч по исследовательскому методу |
-85 |
-93 | |
Масса свинца грамм на 1 кг бензина не более |
-0,5 |
Фракционный состав. Начало перегонки бензина, t˚c не ниже Летнего вида; зимнего вида |
Не нумеруется |
Температура воспламенения в ˚С |
460-500 |
Температура кипения в ˚С |
40-200 |
Теплота сгорания кдж/м3 |
3450 |
Масла |
Моторные:
Коррозионность. Потенциальную способность масла вызывать коррозионный износ деталей автомобилей характеризует коррозионность. Её оценивают по потере массы в граммах, погруженных на определённое время в нагретое масло свинцовых пластинок, отнесённой к площади их поверхности. У высококачественных марок масел, применяемых на автомобилях КамАЗ и ВАЗ, коррозионность отсутствует, у масел других марок не должна превышать 20 г/м2.