Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Производство промера
Определения места судна во время маршрутного промера в открытом море производятся путем астрономических и радионавигационных обсерваций, а при следовании в пределах видимости берегов- по наземным ориентирам.
В каждом конкретном случае должны быть выбраны такие способы определений, которые обеспечивают наиболее точное получение места судна.
При каждом определении места в навигационном журнале записывают время, отсчет лага, результаты наблюдений по определению места и производят оперативные отметки на ленте эхограммы.
Определения места, выполненные штурманским составом судна, следует также использовать для прокладки галсов промера. Однако эти определения являются лишь дополнительными и ни в какой мере не снимают с личного состава гидрографической группы ее основной обязанности по обеспечению точного определения места судна во время промера.
При прокладке галсов промера в море допускается принимать обсервованные координаты штурманских определений без повторных вычислений. Однако при обработке промера все эти вычисления должны быть выполнены во вторую руку, для чего в журнале должны быть выписаны все исходные данные штурманских наблюдений, необходимые для получения обсервованного места.
Астрономические определения ведутся с расчетом иметь при благоприятных метеорологических условиях в общем случае 4—5 определений в сутки. При неблагоприятных метеорологических условиях астрономические наблюдения выполняют, как только представится возможность, не пропуская никаких случаев для уточнения своего места.
При наблюдении звезд определение места следует производить по 4 или в крайнем случае по З звездам. При наблюдении Солнца места следует получать, как правило, по З или 4 разновременным линиям положения с разностью смежных азимутов около 25°—30°.
Поправки хронометра определяют по радиосигналам времени не реже одного раза в сутки.
Радионавигационные определения производят, как правило, с помощью гиперболических радионавигационных систем. В отдельных случаях, когда маршрут промера проходит вне зоны действия указанных систем, а астрономические определения по условиям погоды невозможны, допускаются определения места по азимутальным системам с использованием для этого секторных радиомаяков.
Радионавигационные определения следует производить в общем случае через 2—З часа, учащая эти определения при наличии сильного течения, дрейфа или резких колебаний глубин.
В остальном при производстве радионавигационных определений следует руководствоваться общими рекомендациями «Инструкции по промеру» (ИП-64) и конкретными указаниями действующих инструкций и правил по использованию соответствующих радионавигационных систем.
Определения места по наземным ориентирам могут производиться визуальными способами: по двум углам, трем пеленгам или же с помощью судовых радиолокационных станций (РЛС).
В качестве ориентиров для визуальных определений выбирают наиболее точно нанесенные на карту и надежно опознанные на местности ориентиры: маяки, навигационные и геодезические знаки, характерные вершины гор, резко очерченные мысы и т.п.
Определения места судна по наземным ориентирам производят с расчетом иметь обсервованные места через каждые 5—10 см в масштабе карты-сетки (карты), на которой ведется прокладка, а также при всех изменениях курса, скорости судна или резком изменении глубин.
При производстве астрономических определений прокладку высотных линий положения следует выполнять на клетчатой бумаге бланков астрономических вычислений, выбирая возможно более крупный масштаб, во всяком случае не мельче чем 1 миля в 1 клетке, и затем уже переносить определения на карту-сетку по найденным обсервованным координатам.
Радионавигационные определения прокладывают или при помощи специальных карт с сетками гипербол, откуда эти определения переносятся на путевую карту, или же при помощи специальных таблиц, которые содержат широты (долготы) пересечения сферических гипербол определенными меридианами и параллелями. По выбранным из таблиц величинам проводят на карте вблизи счислимого места отрезки гипербол в карандаше, а затем, интерполируя между ними, наносят обсервованное место судна.