Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Производство промера
Если указанных карт или таблиц нет, то радионавигационные определения могут быть нанесены при помощи Таблиц для вычисления координат места корабля (ТВК—60), изд. УНГС ВМФ.
Прокладку галсов маршрутного промера между определениям и производят графическим счислением.
Счисление должно вестись тщательно с учетом всех изменений курса, скорости, величины дрейфа и сноса течением.
Во время счисления ежечасно, а также во всех случаях перемены курса и скорости судна или изменения учитываемых элементов дрейфа и течения в навигационном журнале записывают время и отсчеты лага.
Прокладку галсов маршрутного промера ведут на картах-сетках масштаба 1:500000.
Дополнительные галсы обследования банок, отличительных глубин и других характерных форм рельефа дна прокладывают, если необходимо, в более крупном масштабе.
В остальном при прокладке галсов маршрутного промера счисление ведут с соблюдением требований документа «Инструкция по промеру» (ИП-64).
Если судно, ведущее маршрутный промер, ложится в дрейф для выполнения работ на дрейфовой гидрологической станции, необходимо определить место судна в начале и конце дрейфовой станции, а когда это невозможно, надлежит определить место судна на галсе во время промера до начала и после окончания дрейфа возможно ближе к дрейфовой станции с тем, чтобы конец предыдущего и начало нового галса можно было проложить достаточно надежно по счислению.
В тех случаях, когда удается определить только одну точку в начале(конце) дрейфа или точность определений недостаточна, так что дрейф по определениям получить нельзя, величину суммарного сноса судна находят следующим образом.
Скорость и направление ветрового дрейфа судна получают по таблице дрейфа или же определяют из наблюдений при помощи свободно-вытравливаемого линя или морской вертушкой
Полученный ветровой дрейф геометрически складывают с вектором течения и
находят величину и направление суммарного сноса судна.
Когда судно, производящее маршрутный промер, выполняет гидрологические наблюдения на якорной буйковой станции, то одновременно с этими наблюдениями необходимо в районе якорной станции вести промер. Определение места судна осуществляют относительно буя при помощи судовой радиолокационной станции, а место буя получают из серии астрономических или радионавигационных определений, выполненных во время промера.
Измерение глубин следует вести как во время дрейфа судна с приборами, так и на специальных галсах, прокладываемых в районе якорной буйковой станции (рис. 2.1).
Невязки галсов маршрутного промера между обсервациями распределяют графически .
Если между обсервациями судно лежало в дрейфе, величина которого определена, то дрейф учитывают при прокладке, а полученную невязку галса распределяют пропорционально времени как на период плавания между обсервациями, так и на период лежания в дрейфе (рис. 2.2.а).
Если же величина дрейфа неизвестна, то концы галсов прокладывают от обсерваций по счислению (начало, нового галса — обратным ходом), а полученное расхождение между конечной и начальной точками галсов относят целиком к дрейфу (рис. 2.2.6).
Глубины во время промера измеряют непрерывно и фиксируют на эхограмме, а при работе эхолотом без самописца записывают через равные интервалы времени, которые не должны быть более 5 мин., в журнал глубин В последнем случае должны быть зафиксированы также все отличительные глубины, отмеченные по указателю эхолота в промежутке между записанными глубинами.
Если по условиям плавания невозможно обеспечить непрерывную работу эхолота в течение всего рейса, допускается в открытом море на глубинах более 1000 м и спокойном рельефе дна измерять глубины через1—2 мили. Однако в случае резких колебаний глубин эхолот должен быть включен для непрерывной работы.
Банки и отличительные глубины, которые лежат вблизи маршрута плавания и нуждаются в подтверждении и уточнении, обследуют путем проложения дополнительных промерных галсов примерно так, как показано на рис. 2.3. Место судна при этом надлежит определить как можно точнее, а эхолот включить для непрерывной работы.