Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Генератор и регулятор напряжения
Генератор – это основной источник электрической энергии на автомобиле, который служит для подзаряда аккумуляторной батареи и питания всех потребителей при работе двигателя. Устанавливают трёхфазные генераторы, Г250 переменного тока, имеющие выпрямительный блок из 6 кремниевых диодов. Мощность генератора – 600 ватт, при рабочем напряжении 13-15вольт. Генератор Г-250 состоит из статора, ротора, двух алюминиевых крышек, выпрямительного блока диодов и шкива с крыльчаткой. На зубцах стального сердечника статора закреплена обмотка, состоящая из 18 катушек. Обмотка статора распределена на 3 фазы, каждая фаза имеет 6 последовательно соединённых катушек. Каждый конец из трёх фаз соединяются в один нулевой вывод.
Сердечник статора набран из стальных пластин, изолированных друг от друга лаком, что уменьшает нагрев сердечника вихревыми токами. На вал ротора напрессованы два стальных наконечника, имеющих по 6 зубцов. Наконечник 1.5 ротора имеет северный магнитный полюс (N). Между наконечниками установлена стальная втулка, а на ней обмотка возбуждения, концы которой припаяны к двум латунным контактным кольцам. Оба конца изолированы от вала пластмасс втулками. Ротор вращается в двух шариковых подшипниках, запрессованных в крышках. Подшипники смазываются только при сборке генератора на заводе. Две графитовые щётки установлены в пластмассовом щёткодержателе и прижимаются к контактным кольцам пружинами. Одна щётка соединяется с корпусом, а другая изолирована от корпуса, присоединена к выводу. На крышке имеется два вывода – вывод «-« представляет собой винт, ввёрнутый в крышку, а вывод «+» является болтом, изолированным от крышки. Оба вывода соединены с контактными пластинами выпрямительного тока. Охлаждение обмоток, диодов и подшипников генератора происходят воздушным потоком, создаваемым крыльчаткой шкива. В генераторах типа Г-250 применяют 2 типа Г-250 применяют 2 типа выпрямительных блоков:
1 В, Б, Г-1,
2 БВП4-45
Выпрямительный блок ВБГ-1 состоит из 6 кремниевых диодов, распределённых в трёх секциях. В каждой секции внутри алюминиевого цилиндра заложено 2 кремниевых диода, залитых для герметизации специальной пастой. Рёбра цилиндра секции обеспечивают охлаждение диодов. Все три секции диодов закреплены на пластмассовом основании. К выводам 3-х секций диодов подключается обмотка статора. К контактным пластинам присоединено по 3 диода. Принцип действия генератора:
При выключённом зажигании по обмотке возбуждения проходит ток от аккумуляторной батареи, что вызывает сильное намагничивание стальных наконечников ротора. Когда ротор вращается, то под каждым зубцом сердечника статора проходит то северный, то южный полюс ротора. И магнитные линии пересекают катушки обмотки статора, индуктируя в них переменный ток. Диоды выпрямляют переменный ток в постоянный. На автомобиле ГАЗ-24 устанавливают генератор Г-250-Н1. на автомобилях УАЗ:Г-250-Е1; москвич Г-250-Ж1; нива Г-221.
Регулятор напряжения. Предназначен для поддержания постоянного напряжения, создаваемого генератором. Изменением силы тока в обмотке возбуждения при изменении частоты вращения коленчатого вала двигателя. Без регулятора при большой частоте вращения ротора напряжение генератора достигает нескольких десятков вольт, что может вызвать перегорание ламп и порчу обмоток, диодов и транзисторов. Регулируемое напряжение, создаваемое генератором для различных климатических зон устанавливают различным. Регулятор соединяется с генератором штепсельным разъёмом. Если регулируемое напряжение выше указанных величин на 10%, сокращается срок службы аккумуляторных батарей и ламп в 2-4 раза.
На автомобилях ГАЗ-24 и УАЗ устанавливают генератор РР-350. контактная система батарейного зажигания. Назначение системы:
Система обеспечивает надёжное зажигание рабочей смеси в цилиндрах двигателя в соответствии с порядком работы цилиндров. Рабочая смесь зажигается в конце такта сжатия электрической искрой, создаваемая между электродами свечей зажигания высоким напряжением (12000-24000V). В систему зажигания входят:
1 аккумуляторная батарея и генератор, создающие в цепи ток низкого напряжения.
2 катушка зажигания (преобразует ток низкого напряжения в импульсы тока высокого напряжения, создающее искровой разряд между электродами свечей зажигания).