Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Генератор и регулятор напряжения
Если угол опережения зажигания слишком большой, то резко возрастает давление газов до прихода поршня в.м.т., что препятствует движению поршня. В результате уменьшаются мощность и экономичность двигателя, кроме того, ухудшается приёмистость двигателя. Работа двигателя под нагрузкой сопровождается стуками и повышенным нагревом. На малой частоте коленвала двигатель работает неустойчиво. Если зажигание рабочей смеси происходит в в.м.т. или позже, то горение смеси происходит при движении поршня к н.м.т. при этом уменьшается давление газов в цилиндре, а поэтому уменьшаются мощность и экономичность двигателя. Так как догорание смеси в цилиндре происходит на всём протяжении такта расширения, то двигатель сильно перегревается.
Центробежный регулятор опережения зажигания имеет следующее устройство. На валу жёстко укреплена пластина, имеющая две оси грузиков, шпильки грузиков входят в прорези
Пластины, кулачок прерывателя жёстко соединён с пластиной, грузики стягиваются пружинами разной жёсткости, что обеспечивает плавное изменение угла опережения зажигания. При увеличении частоты вращения коленвала грузики под действием центробежных сил преодолевают сопротивление пружин и расходятся. Через шпильки грузики поворачивают пластину, а вместе с ней кулачок по направлению вращения. В результате контакты прерывателя размыкаются чаще, а поэтому увеличивается угол опережения зажигания при снижении частоты вращения пружины возвращают грузики, а через них пластину кулачком прерывателя в исходное положение, и угол опережения зажигания уменьшается. В прерывателях-распределителях Р119 и Р119-б центробежный регулятор при частоте вращения кулачка прерывателя от 200 до 2200 оборотов в минуту увеличивает угол опережения зажигания на 17*, (по коленчатому валу двигателя – на 34*).
Вакуумный регулятор опережения зажигания: между корпусом и крышкой регулятора зажата диафрагма, которая благодаря пружине и тяге, надетой на шип, удерживает подвижную пластину прерывателя в положении позднего зажигания. Внутреннее пространство крышки регулятора герметезированно алюминиевой прокладкой и соединено трубкой со смесительной камерой карбюратора. Внутренняя полость корпуса регулятора со стороны тяги сообщена с атмосферой. По мере прикрытия дроссельной заслонки, т.е. при уменьшении нагрузки разряжение в полости под крышкой увеличивается. При этом диафрагма прогибается в сторону пружины, сжимая её и через тягу поворачивает подвижную пластину прерывателя на встречу вращения кулачка, что и увеличивает угол опережения зажигания. При увеличении нагрузки т.е. при увеличении открытии дроссельной заслонки карбюратора разряжени в полости крышки уменьшается, и пружина передвигает диафрагму к корпусу прерывателя, поворачивая диск в сторону более позднего зажигания.
Октан-корректор прерывателя-распределителя Р119б, устанавливаемого на автомобиле ГАЗ-24 (Волга) состоит из пластины, которая крепится одним болтом к корпусу прерывателя-распределителя, а другим вместе с указателем к корпусу вала привода. Стартер служит для вращения коленвала с частотой 40-50 оборотов в минуту при пуске двигателя, при котором обеспечивается быстрый и надёжный пуск двигателя. Устройство стартера: устройства (электродвигателя) постоянного тока, механизма привода и тягового реле. На автомобилях ГАЗ (Волга), УАЗ применяют стартер СТ230-б мощностью 1.03кВт; «Москвич» - СТ221 мощностью 1.25кВт.
СТ230-б к корпусу этого стартера винтами крепятся четыре полюсных сердечника с установленными на них катушками обмотки возбуждения. Корпус и сердечники выполнены из мягкой стали. Обмотка возбуждения распределена на две параллельные ветви и включена последовательно обмотке якоря.
Якорь состоит из вала, сердечника и за отожжённых стальных пластин, изолированных лаком обмотки и коллектора. Проводники обмотки якоря укладывают в пазы сердечника и изолируют от него специальной бумагой. Концы проводников обмотки припаивают к пластинам коллектора, закреплённым в пластмассовой втулке и изолированным друг от друга миканитом. Вал якоря вращается в трёх скользящих подшипниках, запрессованных в крышки и в промежуточную опору. Подшипники смазывают только при сборке стартера. Обмотка якоря и обмотка возбуждения выполнены из медного провода большого сечения, поэтому обладают очень малым сопротивлением. При работе стартера по обмоткам проходит ток силой до 550А, создающий сильное магнитное поле возбуждения, которое, взаимодействуя с магнитным полем обмотки якоря, вызывает вращение якоря с большим крутящим моментом, обеспечивающим быстрое вращение коленвала двигателя. Щётки прижимаются к коллектору сильными пружинами. К двум изолированным от крышки щёткам крепятся концы двух пар катушек обмотки возбуждения. Две другие щётки соединены с металлом крышки. Крышки прижимаются к корпусу стартера двумя болтами. По винтовым шлицам вала перемещается механизм привода, состоящий их направляющей втулки, шестерни, муфты свободного хода, буферной и пред буферной пружин, поводковой разрезной муфты, двух замочных колец и рычага привода. Рычаг установлен на эксцентриковой оси, при помощи которой регулируется зазор 3-5мм между торцом шестерни и упорным кольцом при полностью втянутом якорьке тягового реле.