Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Магистрально-трубопроводные системы
Протяженность сети магистральных нефтепроводов России для централизованного обеспечения крупных потребителей и поставок на экспорт превышает 48 тыс. км. Ранее
нефтедобыча и нефтепереработка были организационно обособлены, а нефтепроводный транспорт посредничал между ними, покупая и продавая нефть по установленным ценам.
В ходе экономической реформы статус нефтепроводного транспорта изменился, что
связано, прежде всего, с хозяйственной самостоятельностью нефтедобывающих объединений и появлением совместных предприятий с участием иностранного капитала, имеющих право самостоятельно выбирать деловых партнеров. Транспортные предприятия были объединены в единую акционерную компанию "Транснефть", которая стала взимать тарифную плату за перекачку нефти по магистральным нефтепроводам.
Со снижением общего уровня добычи нефти и соответственно загрузки нефтепроводов (в среднем до 50% проектного уровня) наименее эффективной стали работа их региональных систем. Ситуация усугубляется интенсивным старением магистральных нефтепроводов. Для поддержания их надежности необходимо постоянно обновлять линейную часть и оборудование нефтеперекачивающих станций. Важным направлением повышения эффективности этой - работы является развитие внутритрубной диагностики.
Как следует из данных таблицы 1, мощное нефтепроводное хозяйство России существенно' уступает по уровню эффективности странам Западной Европы. Помимо природно-климатических условий это в значительной мере определяется потребностью в дальней транспортировке.
Например, в Европейской зоне России, доля которой в потреблении топлива и энергии составляет более 60%, собственное производство первичных энергоносителей составляет лишь 46%. В 1994 г. средняя дальность транспортировки 1 т нефти и нефтепродуктов составила в России 2133 км, во Франции - 300, Великобритании - 147 и в Норвегии - 110 км.
Несмотря на снижение добычи, Россия продолжает оставаться крупным экспортером нефти. Наибольшие ее объемы поступают в Италию, Ирландию, Германию, Великобританию, Швейцарию и Венгрию. Кроме того, поставки идут в Грецию, Австрию, Польшу, Испанию, Канаду, Данию, США, Турцию, Финляндию, Чехию, Словакию, Нидерланды, Бельгию, а также на Кубу, Мальту и Кипр. В целом в Европу поставляется до 95% экспортируемой нефти, из них в Центральную Европу примерно 46%, в Южную -26, Восточную-21 и в Северную Европу- 2%. В 1996 г. из экспорта нефти в дальнее зарубежье на морской транспорт пришлось 58% (в том числе 30.5% прошло через Новороссийск). По нефтепроводу "Дружба" было поставлено 41, 4 млн. т, в том числе Германии - 16.1, Польше - 9.2, Чехии - 5.7, Словакии - 5.2, Венгрии и Югославии - 5.2 млн. т. Транзит через Россию казахстанской нефти составил в 1996 г. 6 млн. т.
Всего за 1996 г. объем экспорта нефти в дальнее зарубежье с учетом стран Прибалтики и временного вывоза (на переработку) составил 102 млн. т и увеличился на 6.2% к 1995 г. Поставки (нефти странам СНГ в 1996 г. продолжали сокращаться - без учета транзита туда было поставлено 20.6 млн. т (с учетом поставок давальческой нефти на Украину - 620 тыс. т и Белоруссию - 190 тыс.) против 26.1 млн. т в 1995 г.
В результате сокращения внутреннего потребления, поставок республикам бывшего СССР странам Восточной Европы в последнее время меняется структура экспорта нефти из России. Так в частности, в частности, существенные изменения ожидаются в структуре поставок по нефтепроводу "Дружба" - резервы мощности позволяют поставлять дополнительные объемы в страны Западной Европы, прежде всего в Германию и Австрию. Интенсивно разрабатываются и два новых экспортных направления - из региона Каспийского моря и балтийская трубопроводная система. Нефтяные проекты Каспия тесно связаны с идеей создания транспортного коридора, включающего нефтепроводы, железные и автомобильные дороги, намечаемые на исторической
трассе Великого шелкового пути. Через Кавказ лежит кратчайший путь, соединяющий Запад и Восток. Именно здесь проходил Великий шелковый пусть и менее известная Аланская дорога в Европу. Теперь предполагается соединить железнодорожные и автомобильные пути Европы через Кавказ с транскитайской трассой на Шанхай.