Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Магистрально-трубопроводные системы
В проекте задействовано 18 стран, в том числе Япония, Китай и Пакистан.
Идею реконструкции Великого шелкового пути также поддерживают ЕС и международные банки. После развала СССР интерес к региону Каспийского моря возрос в еще большей мере, поскольку здесь не только создана высокоразвитая промышленно-транспортная инфраструктура, но и разведаны огромные запасы нефти Каспия и прикаспийских территорий. Проблема транспорта входит в число основных для реализации проектов освоения нефтегазовых ресурсов региона.
Выделяются четыре основных варианта маршрутов трубопроводов и их комбинации:
1. От Казахстана {Тенгиз} и Азербайджана (Баку) - через территорию России на побережье Черного моря;
2. От Баку через Кавказ к Черному морю, возможно, ответвление в Турцию и через ее территорию - к Средиземному морю;
3. От Тенгиза (Казахстан) по восточному берегу Каспия в Туркмению, далее в Иран (или танкерами на морской терминал в Персидский залив), оттуда на Кавказ, в Турцию, к Черному морю и т. д.;
4. Морской нефтепровод от Тенгиза до Баку, далее варианты 1 и 2.
Дополнительными вариантами для транспортировки нефти из Казахстана и Туркмении
является трубопроводный или железнодорожный пусть в Китай и Иран (в марте 1997 г. Казахстан и Иран не смогли урегулировать вопрос о качестве казахстанской нефти, экспортируемой на обменной основе через Иран, и поставки были приостановлены).
Таким образом, наиболее широк спектр альтернатив трубопроводного экспорта нефти из Казахстана, а именно:
- Тенгиз - Новороссийск, 1500 км (проект Каспийского трубопроводного консорциума - КТК);
- север Каспийского моря - Россия - Грузия - Турция - терминал на Средиземном море, 1600 км;
- Тенгиз - Туркмения - подводный нефтепровод через Каспий - Азербайджан (Баку) - Грузия (терминал Батуми), 2000 км;
- Актау (Шевченко) - (подводный нефтепровод через Каспий) - Азербайджан - береговой терминал в Иране, 800 км;
- Тенгиз - Узбекистан - Киргизия - Туркмения, 1650 км;
- Тенгиз - Туркмения - Иран - терминал на о. Харк (Персидский залив), 2300 км;
- Тенгиз - подводный нефтепровод через Каспий - Азербайджан (Баку) - Иран - Турция - терминал на Средиземном море, 1900 км;
- Тенгиз - Узень - Китай - Тихоокеанское побережье (Шанхай).
Реализация проекта Балтийской трубопроводной системы даст России новое экспортное направление. Для этого создаются терминалы - в районе г. Приморска, первоначальная мощность - 11. 7 млн. т. с возможным увеличением до 45 млн. т/год, и в бухте Батарейной- 15 млн. т/год. Для сравнения: мощности Вентспилса составляют 17 млн. т по нефти, поставка по трубопроводу, по светлым нефтепродуктам- 16 млн. т-30% по трубопроводу из Новополоцка, остальное по железной дороге; и по мазуту 2. 2 млн. т - поставка по железной дороге. Первый этап предусматривает сооружение нефтепровода Кириши - Финский залив (диаметр 500-700 мм) и реконструкцию/создание новых терминалов с последующим подключением существующих нефтепроводов Харьяга - Уса (АО "Коминефть") и Уса - Ухта - Ярославль - Кириши (АК "Транснефть"). Ее минимальная загрузка оценивается в 6-7 млн. т/год. На втором этапе намечено наращивать пропускную способность всей трассы. Изучается возможность создания трубопроводного терминала и на Баренцевом море (в районе пос. Варандей или Индигской губы). С учетом этих новых мощностей пропускная способность экспортных терминалов России может достигнуть 120 млн. т/год.
Учреждение РАО "Газпром" определено указом президента РФ от 5 ноября 1992 г. "О преобразовании Государственного газового концерна "Газпром" в РАО "Газпром" и постановлением Совета Министров РФ "Об утверждении РАО "Газпром" от 17 февраля 1993 г. (право на транспортировку - распоряжением Совета Министров РФ "О праве РАО "Газпром" определять порядок управления потоками газа, планировать его добычу и поставки" от 1 апреля 1993 г.). Сейчас РАо "Газпром" поддерживает в рабочем состоянии примерно 145 тыс. км магистральных газопроводов (это почти 4 длины экватора, или больше, чем имеют Германия, Франция, Великобритания и Италия, вместе взятые), где работают 672 компрессорных цеха, в составе которых действуют 4 тыс. газоперекачиваемых агрегатов суммарной мощностью 40.3 млн. кВт.