Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
Магистрально-трубопроводные системы
Эти основные изменения в регулировании газового рынка Западной Европы, касающиеся трубопроводного транспорта, следующие:
- более свободный доступ к транспортной системе стимулирует конкуренцию у поставщиков и потребителей;
- упрощенный доступ третьей стороны к газопроводной сети снижает удельные расходы на транспортировку;
- расширяются возможности по строительству трубопроводов; - доступность транспортировки может стать определяющим моментом для резкого
увеличения потребления газа в производстве электроэнергии;
- открываются возможности вертикальной и горизонтальной интеграции в европейской газовой промышленности (наиболее заметным примером вертикальной интеграции являются совместные предприятия и торговые дома "Газпрома" в ряде европейских стран);
- в Европе имеется потенциал для создания рыночных центров (когда сходятся несколько газопроводов) по торговле газом. Более свободный доступ к этим газопроводам в сочетании с временным излишком газа ведет к формированию здесь устойчивых спотовых рынков.
До 1990 г. в Западной и Восточной Европе отмечалось параллельное развитие систем поставок газа с ограниченным участием с двух сторон. С 1990 г. начался новый этап интеграции и взаимопроникновения газовой промышленности, имеющей целью соединить обе части Европы на основе подходов, продиктованных изменившейся политической ситуацией. Сооружение в 90-е годы новых мощных газопроводов из Норвегии в Бельгию (1993 г.) и Германию (1995 г.), подключение Испании к трубопроводной системе Франции (1995 г.) и к магистрали из Алжира (1997 г.), а также завершающееся строительство газопровода из Норвегии во Францию (1998 г.) и подсоединение к континентальной газовой сети Великобритании (1998 г.) не только открывают возможность эффективного использования газотранспортных мощностей в регионе, но еще более тесно связывают страны ЕС.
Определяющее влияние на ситуацию в газообеспечении региона сохранится за Россией. Крупнейший по протяженности газопровод Ямал-Европа (4170 км) через Белоруссию и Польшу в Германию намечено ввести в эксплуатацию в 2005-2010 гг. Его пропускная способность увеличится с 6 до 14, а затем до 32 и 40 млрд. куб. м/год. Сего вводом Россия уже не будет полностью зависеть в поставках газа от транзита через Украину. Одним из главных потребителей газа, который поступит по этому трубопроводу, станет Италия, Это связано с достаточно устойчивым ростом внутреннего потребления газа в стране при отставании в строительстве подземных хранилищ, которые могут обеспечивать лишь сезонные колебания спроса.
После 2010 г. предполагается добывать значительные объемы газа на шельфе Баренцева моря, откуда он поступит в центральные районы России и в Европу через Скандинавию. Намечается масштабное освоение новых перспективных регионов. В их число уже и начале XXI века войдет Иркутская область, где начнется освоение Ковыктинского газоконденсатного месторождения (извлекаемые запасы газа оцениваются в 900 млрд. куб. м) В 2000 г. Здесь предполагается добыть 3 млрд. куб. м и довести ее к 2005 г. до 15 - 20 млрд. куб. м. Добытый газ поступит в промышленные центры юга Иркутской области, в Монголию, Китай и Корею (после 2010 г. экспорт в страны АТР может составить до 50 млрд. куб. м).
Обеспечение надежности энергообеспечения Европы является предметом постоянной заботы, как правительств стран региона, так и международных организаций. Объединительные идеи Европейского союза тесно связаны с либерализацией рынка газа и электроэнергии, а также с усилием контроля за внешними источниками энергосбережения.
В 1990 г. премьер-министр Нидерландов Р. Любберс выдвинул идею налаживания комплексного сотрудничества в энергетике с участием всех стран Европы и СССР. Предполагалось, что такое сотрудничество будет способствовать повышению надежности энергоснабжения Западной Европы и ускорению экономического роста в СССР и странах Восточной Европы. Идея привлекла внимание правительственных и деловых кругов многих государств континента, а Комиссия европейских сообществ выступила с концепцией Европейской энергетической хартии.