Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
История железной дороги Санкт-Петербург – Москва
, ранее занимавшему должность управляющего Царскосельской железной дороги. Начальником опытного участка Вышний Волочек–Тверь–Клин (Южная дирекция) был назначен инженер-капитан Н.И. Миклуха
, отец известного ученого-путешественника Н.Н. Миклухо-Маклая. Движение на этом участке было открыто 9 июня 1850 г. На опытных участках проводились испытания мостов, подвижного состава, средств связи, земляного полотна и верхнего строения пути.
Стоимость строительства железной дороги к 1851 г. составила 64 664 751 руб., стоимость одного километра – 100 400 руб.
Стоимость сооружения. Расходы по сооружению Николаевской жел. дор. ко времени открытия ее простирались до 64664751 руб., что составляло на 1 вер. главного пути (604,2 в.) 107 тыс. руб. Ко времени передачи дороги в Главное общ. рос. жел. дор. стоимость сооружения достигла 80096324 руб., или 133 тыс. руб. на версту. Сумма эта составилась из следующих статей:
1. Общие расходы |
4638 тыс. руб. |
2. Отчуждение земель под путь |
2295 тыс. руб. |
3. Земляное полотно |
19600 тыс. руб. |
4. Верхнее строение |
15187 тыс. руб. |
5. Мосты, трубы, переезды и будки |
11676 тыс. руб. |
6. Принадлежности пути |
506 тыс. руб. |
7. Постройки для подвижного состава |
2656 тыс. руб. |
8. Строения для станционной и дорожной служб |
11601 тыс. руб. |
9. Телеграф |
560 тыс. руб. |
10. Подвижной состав |
7313 тыс. руб. |
11. Ветвь к Александровскому мех. зав. |
149 тыс. руб. |
12. Дополнительные работы и постройки |
3915 тыс. руб. |
Всего |
80096 тыс. руб. |
В сумме этой заключаются и расходы мин. фин. по заграничным заказам подвижного состава, рельсов и других принадлежностей, которые составляли (1843—53 гг.) 5124 тыс. руб. При передаче дороги Главному обществу, в 1868 г., правительство между прочими условиями, обязалось выдать обществу в безвозвратную ссуду 12532 тыс. руб. на капитальное переустройство линии, причем подвижной состав должен был быть увеличен на 61 товарный и 24 пассажирских паровозов и на 2000 товарных вагонов. Главное общество не только исполнило эти работы, но привело линию в состояние соответствующее ее настоящим потребностям, на что в период 1868—94 гг. израсходовало 52216 тыс. руб.; современная стоимость Н. линии равняется 132312 тыс. руб., что составляет 217 тыс. руб. на 1 в. пути.
Подвижной состав Н. железной дороги состоял:
Число паровозов |
Число вагонов | ||
Пассажирских |
Товарных | ||
В 1850 г. |
163 |
157 |
ок. 2000 |
В 1868 г. |
191 |
252 |
2627 |
В 1880 г. |
453 |
326 |
10196 |
В 1894 г. |
414 |
423 |
10144 |