Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить; и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. (К-ф 'Берегись автомобиля')
История железной дороги Санкт-Петербург – Москва
Открытие Санкт-Петербурго – Московской дороги, начальником которой был назначен А.Н. Романов, состоялось 1(13) ноября 1851 г. – через восемь с половиной лет после начала строительства. Первый поезд отошел из Санкт-Петербурга в 11 часов 15 минут утра и прибыл в Москву в 9 утра на следующий день, находясь в пути 21 час 45 минут. Таким образом, с вводом дороги в эксплуатацию время поездки из Петербурга в Москву сократилось втрое (по сравнению со временем движения по шоссе).
Уже в первый год по дороге провезли 780 тысяч пассажиров и более 10 миллионов пудов (163 800 тонн) грузов, что отличалось от расчетных цифр: 250 тысяч человек и 22,5 миллионов пудов грузов. Увеличение грузового движения на дороге относится к более поздним годам. Максимальный вес товарных поездов составлял 18 тысяч пудов (288 тонн). Средние технические скорости первых поездов: пассажирских – 30 км/час (в пути 22 часа); почтовых – 35 км/час; товарных – 15 км/час (в пути 48 часов). В 1852 г. руководство дорогой было поручено Н.О. Крафту. Один из авторов проекта дороги, бывший руководитель Южной дирекции выполнял обязанности начальника дороги до 1855 г.
Пассажирское и грузовое движение по линии Петербург — Москва. С 1846 по 1851 гг., т. е. со времени открытия движения по отдельным участкам до открытия его по всей линии, провезено было 450 тыс. пассажиров, 28 тыс. пд. багажа и товаров большой скорости и 651 тыс. пд. прочих грузов; затем было перевезено:
Пассажиров |
Багажа и товаров большой скорости |
Грузов | |
тыс. чел. |
тысяч пудов | ||
1852 |
730 |
241 |
10252 |
1860 |
1226 |
436 |
24984 |
1870 |
1498 |
896 |
67666 |
1880 |
1656 |
1064 |
156910 |
1890 |
1970 |
1364 |
163854 |
1893 |
2023 |
1732 |
187528 |
1894 |
2263 |
2274 |
313034 |
1895 |
2843 |
260469 |
Число поездов в оба конца было: в 1852 г. пассажирских 4 и товарных 8 в сутки, в 1869 г. — пассажирских 9 и товарных 26, в 1892 г. — пассажирских 22 сквозных и 12 местных, товарных 60 поездов ежедневно. Скорость движения пассажирских поездов была при открытии дороги 22 и 48 часов на весь путь (604 в.), в настоящее время (609 в.) — 121/2 час. для курьерского и 20 ч. для обыкновенных поездов. Из 45704 тыс. пассажиров, проехавших по линии Петербург — Москва в течение 26 лет (1869—94) было:
Число пассажиров |
Проехали верст | |
в тысячах | ||
I класса |
1003 |
460653 |
II класса |
5031 |
1199245 |
III класса |
39617 |
7484198 |
В сентябре 1853 г. по дороге прошел первый скоростной поезд, который преодолел расстояние между Петербургом и Москвой за 10 часов 40 минут. В первое время зимой для обогрева пассажиров в пути следования между Санкт-Петербургом и Москвой использовались специальные печи, которые представляли собой металлические ящики, наполненные нагретыми кирпичами.